Как пройти аккредитацию по 223 фз. Информация о регистрации участников закупок в еис и получении аккредитации на эп. Какие документы нужны для аккредитации на торговой площадке

  • 22.02.2024

В соответствии с частью 5 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 03.08.2018) (далее - Закон № 44-ФЗ), с 1 января 2019 года участники закупок будут вправе принимать участие в электронных процедурах после прохождения регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, размещении информации и документов в Едином реестре участников закупок (далее – ЕИС, ЕРУЗ соответственно) и аккредитации на электронных площадках (далее – ЭП).
При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ, аккредитация на ЭП осуществляется не позднее рабочего дня , следующего за днём регистрации участника закупок в ЕИС и размещением информации в ЕРУЗ.
В этой связи с учетом праздничных и выходных дней в период с 01.01.2019 по 08.01.2019, аккредитация на ЭП будет возможна не ранее чем до конца первого рабочего дня 09.01.2019.
Таким образом, может возникнуть риск невозможности подачи заявки на участие в электронных процедурах закупки на ЭП в первый рабочий день 2019 года.
Дополнительно Служба поддержки ЕИС информирует о том, что в период праздничных и выходных с 01.01.2019 по 05.01.2019 в ЕИС запланировано проведение регламентных работ, личный кабинет поставщика будет на указанный период не доступен.
Одновременно сообщаем, что частью 50 статьи 112 Закона № 44-ФЗ установлено, что участник закупки, аккредитованный на электронной площадке и включенный в реестр участников электронного аукциона до 01.01.2019 , допускается к участию в электронных процедурах на данной электронной площадке без регистрации в ЕИС вплоть до 31.12.2019 .
В связи с изложенным выше не рекомендуется откладывать регистрацию в ЕИС и внесение сведений в ЕРУЗ на начало 2019 года, необходимо заблаговременно в срок до 31.12.2018 пройти аккредитацию (повторную аккредитацию) на ЭП в соответствии с текущими требованиями статьи 61 Закона № 44-ФЗ, либо актуализировать включенную ранее информацию и документы в реестре участников электронного аукциона, предусмотренном статьей 62 Закона № 44-ФЗ, на каждой ЭТП, где в настоящее время аккредитован участник закупок.
Вышеуказанные меры позволят исключить риски невозможности принятия участия в электронных процедурах с 09.01.2019 и позволят осуществлять постепенную регистрацию в ЕИС и размещение информации в ЕРУЗ.
Кроме того, с 01.01.2019 специализированные счета, предназначенные для обеспечения заявок, смогут открыть только лица, разместившие сведения в ЕРУЗ, при этом в срок до 31.12.2018 для открытия счета регистрация в ЕИС и размещение информации в ЕРУЗ не требуется . Указанные требования создают дополнительные риски для участия в электронных процедурах в первые рабочие дни 2019 года, в этой связи рекомендуем заблаговременно обеспечить наличие специализированного счета.
Уважаемые участники закупок! Просим вас заранее подготовиться к участию в электронных процедурах с 09.01.2019 и выполнить направляемые рекомендации!

Для того чтобы участвовать в электронных аукционах на заключение контрактов с частными или государственными заказчиками, необходимо пройти процедуру аккредитации на электронной торговой площадке. Упрощенно аккредитацию можно определить как регистрацию на торговой площадке.

Можно заметить, что функционирование электронных торговых площадок происходит в соответствии с едиными правилами, которые содержатся в законе о государственных закупках.

Перечень площадок, работающих по 223-ФЗ

На сегодняшний день при закупках по нормам 223-ФЗ не предусмотрены ограничения по выбору площадки для проведения торгов. В настоящее время в России работают около 200 площадок, и частный заказчик может выбрать любую из них.

В числе наиболее популярных электронных площадок можно выделить ОТС.ru, Фабрикант, Сбербанк-АСТ, Росэлторг, В2В-center, ТЭК-Торг и пр. Некоторые крупные заказчики с государственным участием организовали свою площадку для осуществления закупок. Это, например, ЭТП от Газпромбанка, Роснефти, РЖД, ВТБ.

Принципиальное отличие регистрации на данных площадках от тех, которые работают по , является то, что процедура прохождения аккредитации на них не регламентируется и ее особенности остаются на усмотрение оператора.

Так, некоторые площадки требуют оплаты за прохождение аккредитации или внесение платы за определенный тарифный план.

Как проходит аккредитация?

Процесс прохождения аккредитации регламентирован действующим законодательством о государственных закупках. Этому аспекту посвящена ст. 61 44-ФЗ.

Процедура прохождения аккредитации включает в себя следующие этапы:

  1. Получить электронную подпись в одном из сертифицированных удостоверяющих центров . Электронной подписью впоследствии предстоит подписывать все документы для участия в торгах и подтверждать действия на ЭТП. Для торгов по 44-ФЗ необходима неквалифицированная ЭЦП, для других площадок - неквалифицированная либо квалифицированная в зависимости от требований площадки.
  2. Убедиться, что компьютер настроен на работу с ЭЦП . На многих площадках реализована возможность предварительной проверки ЭЦП перед началом регистрации.
  3. Заполнить заявление на аккредитацию в электронном виде . При этом потребуется выбрать сертификат ЭЦП, который ранее был настроен на работу с системой.
  4. Сбор и подача установленного комплекта документов . Они представляются в виде сканов оригиналов или их нотариально заверенных копий. Документы должны быть хорошо читабельны, иначе оператор вправе отклонить на аккредитацию. После сбора всех документов на аккредитацию предварительно стоит убедиться в наличии на них печати и действующем статусе (они не должны быть просроченными). Затем можно приступать к их сканированию. Сканы должны иметь разрешение от 75 dpi и размер до 15 Мб. Торговые площадки позволяют передать документы в следующих форматах: .doc (.docx), .rtf, .pdf, .txt, .jpg, gif,.png. Важно учесть, что сканировать нужно все страницы документов, даже если на них не содержится никаких сведений.
  5. Рассмотрение поступивших заявок на аккредитацию происходит в , не превышающие 5 дней .
  6. После истечения указанных временных рамок оператор площадки должен предоставить заявителю доступ к площадке либо отказать ему в аккредитации . Решение направляется на электронный адрес, указанный при регистрации (обычно его требуется предварительно подтвердить при регистрации). Перечень причин для отказа в аккредитации является ограниченным. В частности, если заявителем не были предоставлены все необходимые документы и информация, запрашиваемая оператором; если он предоставил сведения, которые не соответствуют требованиям, а также если участник входит в число оффшорных компаний. После устранения замечаний оператора участник вправе подать повторную заявку на аккредитацию.

Таким образом, процедура аккредитации является предельно простой и понятной. Процедуру необходимо пройти на каждой из площадок по отдельности, на которой будет подавать заявки участник. Если речь идет о площадках, работающих по 44-ФЗ, то аккредитация проводится бесплатно, при закупках по 223-ФЗ возможны варианты (как платно, так и безвозмездно).

Стоит отметить, что аккредитация на электронных торговых площадках имеет ограниченный срок действия и действительна 3 года (по ч. 9 ст. 61 44-ФЗ). Подать заявку на прохождение переаккредитации можно уже за полгода до ее окончания, но не ранее указанного срока (по ст. 61 44-ФЗ).

С этой процедурой не стоит затягивать, так как за три месяца до окончания аккредитации участник утрачивает право на подачу заявок на электронные торги. Согласно ч. 15 ст. 61 44-ФЗ, участника площадки должен уведомить оператор об истечении срока аккредитации.

Эта мера необходима для того, чтобы участник успел пройти все необходимые процедуры и не попал в перечень из-за невозможности подписать .

Таким образом, процедура аккредитации или регистрации на электронной торговой площадке производится в целях открытия доступа к электронному аукциону. В 44-ФЗ данный процесс регулируется 61 статьей. Перечень площадок, работающих по 223-ФЗ, неограничен, тогда как по 44-ФЗ могут проводить торги только 6 площадок, прошедших предварительный отбор Минэкономразвития. Процедура аккредитации предполагает открытие доступа поставщику к системе на основании проверки представленной документации.

Перечень документов прописан в Федеральном законе N44 в части 2, статья 61. На таких площадках проводятся аукционы по закупке материалов, товаров и услуг для государственных нужд. Количество ЭТП, соответствующих ФЗ 44 ограничено.

Аккредитация по ФЗ 223

Аккредитация участников электронного аукциона на торговой площадке, действующей в рамках ФЗ 223, относительно проще. Здесь проводятся торги с участием организаций с частичным государственным участием. На какой срок действительна аккредитации на площадках ФЗ 223, зависит от конкретного оператора. Перечень документов также различен.


Как проходит аккредитация на площадках

Процедура начинается с предоставления требуемых документов оператору ЭТП. Подлинность подтверждается электронной подписью. Итогом процедуры является получение доступа к торгам или мотивированный отказ. Типовые причины отказа: предоставление неполного перечня документов, предоставление документов, не удовлетворяющих требованиям. Для ЭТП по ФЗ 44 доступ не могут получить офшорные компании.


Какие документы нужны для аккредитации на торговой площадке

Перечень зависит от Федерального закона, регулирующего деятельность ЭТП, и собственных условий операторов (для коммерческих аукционов). Для ФЗ 44 это:
  • Заявление участника,
  • Действующая выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Копии документов об учреждении юридического или удостоверения личности физического лица.
  • Копии доверенности на правомерность представления интересов участника в ходе торгов и сделок на ЭТП.
  • Документ о полномочии руководителя (копия).
  • ИНН для российских участников или его иностранный аналог – для зарубежных.
  • Решение учредителя об одобрении крупных сделок.
Для ФЗ 44 эти документы обязательны, а список конечен. Требовать что-то ещё оператор не имеет право. Для коммерческих ЭТП или действующих в рамках 223 ФЗ, перечень может быть меньше. Перед тем, как пройти процедуру и получить аккредитацию на электронной площадке, изучите её требования.


Сроки

Срок проведения регистрации нового участника определён в законе ФЗ 44. Он не превышает 5 рабочих дней. Отсчитывается он с момента получения документов оператором. Срок действия аккредитации ИП и для других форм собственности, например ООО – участников на таких электронных площадках также определён ФЗ-44 – 3 года.


Сколько это стоит

Стоимость зависит от количества ЭТП, на которых производится регистрация и дополнительных услуг, оказываемых клиенту. В частности, консультанты Делового решения проводят настройку нужного для работы программного обеспечения.


Аккредитация на 5-ти площадках

Компания Деловое решение поможет получить регистрацию на 5-ти самых популярных ЭТП, среди которых:
  • Сбербанк-АСТ
  • РТС-тендер
  • Заказ РФ
  • Росэлторг
Операторы ЭТП следят за тем, чтобы процесс регистрации занимал меньше времени, и участники не испытывали проблем с недостатком информации об этой процедуре. Но на освоение всех тонкостей и соблюдение правил требуется значительное время.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.