Как ставить руки на клавиатуре. Бесплатный курс машинописи, онлайн тренажер клавиатуры. Слепая печать. Преимущества

  • 12.02.2024

* Мизинец левой руки - 1йфя
* Безымянный левой руки - 2цыч
* Средний левой руки - 3увс
* Указательный левой руки - 45камепи
* Указательный правой руки - 67нртгоь
* Средний правой руки - 8шлб
* Безымянный правой руки - 9щдю
*Мизинец правой руки - 0зжхэъ

Большие пальцы - нажимает на пробел большой палец той руки, которая противоположна последней "рабочей" руке. Проще говоря, если буква перед пробелом была набрана каким-либо пальцем левой руки, то пробел жмется правым большим пальцем, если правой - соответственно, левым.


1. Правила слепого метода печати

Если вы решили освоить слепой метод печати, то сразу запомните два главных правила:
Во время набора текста на клавиатуру смотреть нельзя!
Каждый палец должен нажимать только «свои» клавиши!

Никогда не нарушайте эти принципы. Даже если какая-то клавиша окажется для вас «сложной», все равно не подглядывайте. Так вы лишь запомните неправильный алгоритм (подсмотрел - нажал), который отложится у вас в голове, и переучиваться будет крайне сложно! Пусть у вас будут ошибки, их же легко исправить. Со временем точность набора будет только возрастать.

2. Расположение рук на клавиатуре
2.1 Правила набора

Расположение рук при десятипальцевом методе набора вслепую одинаково для печати на любом языке. Мы будем рассматривать частный случай - русскую клавиатуру.

Итак, на любой клавиатуре кнопки располагаются в шесть рядов. Самый верхний - вспомогательный, он не используется при печати вслепую, поэтому о нем можно вообще забыть.

Самый нижний (нулевой) - ряд с клавишами «пробел», «Alt», «Ctrl» и другие.

Четвертый ряд - ряд цифр, он используется достаточно редко. Чаще всего при наборе цифр прибегают к цифровой клавиатуре, расположенной справа от основной, а второй ряд опять же не используется. Это можно объяснить тем, что пальцам приходится далеко тянуться - это замедляет скорость печати. Да и количество опечаток возрастает. Все же освоить второй ряд стоит, но акцентировать на нем внимание не нужно.

Существуют разные методики положения рук, но основная хорошо видна на рисунке:

Основное положение пальцев на клавиатуре - опорный ряд клавиатуры: ФЫВА (мизинец, безымянный, средний, указательный - пальцы левой руки) и ОЛДЖ (указательный, средний, безымянный, мизинец - пальцы правой руки). Вначале обучения пальцы должны лежать на «своих» клавишах, но со временем они перестанут опираться на клавиши, а начнут висеть над ними на расстоянии нескольких миллиметров. Это произойдет само по себе, как результат перехода на более высокий уровень профессионализма. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, кроме вреда, это ничего не принесет.


Для контроля положения рук на клавишах [А] и [О] существуют небольшие выступы. Ощущая их указательными пальцами правой и левой руки, вы сможете контролировать правильность положения рук на опорном ряду.

2.2 Вспомогательные клавиши

Для начала стоит освоить клавиши , , , , , и [Пробел].

Клавиша , использующаяся для удаления символов, находящихся слева от курсора, находится в четвертом ряду, ряду цифр, и всегда нажимается мизинцем правой руки.

Клавиша также нажимается мизинцем правой руки. В очень редких случаях (при больших размерах рук) позволительно нажимать эту клавишу безымянным пальцем.

Клавиша нажимается мизинцем левой руки.

Клавиша используется для перехода в верхний регистр (набора заглавных букв). Таких кнопок на клавиатуре две: одна слева, вторая справа. Используются они следующим образом:
если вам нужно набрать символ верхнего регистра правой рукой, то вы нажимаете левый левым мизинцем. Например, клавиши «О», «Ю», «Г», «Т» и т.д.
если вам нужно набрать символ верхнего регистра левой рукой, то вы нажимаете правый правым мизинцем. Например, клавиши «А», В», «Я», «М» и т.д.

Клавиша может использоваться при смене языка (например, с русского на английский). Таких кнопок тоже две - справа и слева. Они нажимаются правым и левым мизинцем соответственно.

Клавиша практически не используется при слепом наборе (для смены языка используются клавиши Ctrl+Shift). Их также две, которые при необходимости можно нажимать большими пальцами.

Клавиша [Пробел] одна из самых часто нажимаемых. Она набирается большим пальцем левой или правой руки (как вам удобнее). Если вы правша, то, скорее всего, вам будет удобнее нажимать пробел большим пальцем правой руки.

2.3 Основные клавиши

Правильное расположение рук при печати вслепую можно посмотреть на рисунке выше. Как видно, указательные пальцы принимают основную нагрузку на себя, как самые подвижные пальцы руки. Именно им приходится нажимать самые популярные буквы русского языка («а», «о», «р», «м», «и», «п» и другие) - так устроена русскоязычная клавиатура. Также тяжело приходится мизинцу правой руки - такова участь россиян: в нашем алфавите больше букв, чем в английском.

Запоминать расположение кнопок клавиатуры стоит в таком порядке:
сначала все «свои» кнопки изучает левый указательный палец, после этого - правый;
далее отрабатывается работа среднего пальца левой руки, после этого - правого;
левый безымянный палец, после него - правый;
левый мизинец, после него - правый.

3. Полезные материалы

Научиться печатать вслепую можно и самому. Для этого просто откройте любую книгу и начинайте ее печатать. На первых страницах вы запомните, какой палец какую клавишу нажимает. А еще чуть позднее вы добьетесь автоматизма, пальцы уже сами начнут нажимать нужные кнопки. Но такой метод обучения очень сложны, он не каждому под силу.

Поэтому я рекомендую два полезных источника, которые помогут вам освоиться. В них собраны пошаговые упражнения, которые позволяют более просто изучать десятипальцевый метод набора вслепую. Особенное внимание прошу уделить первому источнику - книге Холкина Владимира Юрьевича Десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере. Я сам учился по ней и очень благодарен автору за то, как просто и понятно в книге объясняется принцип слепой печати.

3.1 Книга Холкина В.Ю .

Правила набора вслепую

1) На период обучения вам, к сожалению, придется расстаться со своими неимоверно красивыми, но чересчур длинными, ногтями. Возможно, в дальнейшем вы сможете печатать не подушечками пальчиков, а ноготками, но начинать лучше с простого. Лучше всего, если выши ногти будут недлинными и закругленными. Сейчас — самое лучшее время опробовать французский маникюр. Он неброский, элегантный и легко сочетается с любым нарядом.

2) Не смотрите на клавиатуру. Должна работать не зрительная память, а ваши пальцы. Всю работу тут выполняет мышечная память, используя тактильные ощущения пальцев. Если пальцы запомнят расположение клавиш, печатать будет гораздо проще. Если вам трудно сдеражаться и вы время от времени все таки поглядываете на клавиатуру, советуем воспользоваться маленькой хитростью. Возьмите самоклеящуюся бумагу (которую потом можно легко снять) и заклейте все клавиши. Тогда вы быстро отвыкните посматривать вниз, ибо все равно ничего там не увидите.

3) Держите руки в правильной позиции (ФЫВА ОЛДЖ). Левая рука (мизинец, безмянный, средний и указательный) на буквах ФЫВА, правая — ОЛДЖ.

На рисунке ниже пальцы и их «ответственная зона» выделены одним цветом.

4) Большие пальцы обслуживают пробел по-очередно, т.е. если последнюю клавишу (букву, знак в предложении) вы нажали левой рукой, то и левый большой палец нажимает пробел и наоборот. В «периоде покоя» большие пальцы зависают в воздухе над клавишей пробела.

5) Нажатие клавиши производится ближайшим пальцем, при нажатии смещается только один палец, после чего он возвращается в начальную позицию. Таким же образом вводятся и заглавные буквы, однако при этом мизинец свободной руки удерживает зажатой клавишу Shift.

6) Не ставьте перед собой цель запомнить, где какая буква расположена на клавиатуре, главное - запомнить, каким пальцем и какое движение нужно сделать, чтобы набрать нужный символ. В своем подсознании вы должны соединить движения пальцев с определенной буквой.

Общеизвестно, что у людей, которые постоянно печатали на механической печатной машинке, развивались болезни суставов. С появлением «мягкой» клавиатуры электрической машинки проблема исчезла. Казалось бы, это должно относиться и к персональному компьютеру. Однако обратите внимание на свои руки при работе за клавиатурой ПК: кисти лежат на столе, а пальцы высоко подняты над ней - весьма неестественное положение, при котором могут пережиматься сосуды и растягиваться сухожилия. Запястья, конечно, могут касаться стола перед клавиатурой, но ни в коем случае нельзя опираться или переносить на них хотя бы часть веса тела. Для профилактики купите мягкую подкладку под запястья. Во-первых, она поднимет Ваши запястья на уровень клавиатуры, а во-вторых, запястья не будут передавливаться снизу ребром стола. Такая подкладка стоит копейки, а польза от нее большая.

Отрегулируйте высоту клавиатуры таким образом, чтобы выбрать для себя наиболее удобный угол наклона. Некоторые клавиатуры, например Microsoft Natural Keyboard, имеют большие возможности для регулирования. В частности, расщепление в средней (буквенной) части и особую форму, предназначенную для более естественного положения запястий над клавишами. Однако такой клавиатурой имеет смысл обзаводиться только в том случае, если вы много пишете и владеете «слепым» десятипальцевым методом печати. В остальных случаях от такой клавиатуры мало пользы (в плане эргономики). Впрочем, остальных случаев, как таковых, быть не должно. Не важно, имеете Вы эргономическую клавиатуру или нет, набирать текст вслепую надо уметь, т. к. тыканье одним пальцем по клавиатуре и постоянное мотание (кивание) головой со стороны выглядит комично и говорит о вашем непрофессионализме. Вот представьте себе, сидит человек с высшим образованием, занимая солидную должность, требуется ему написать маленькую справочку (отчет, предложение, деловое письмо) и он, чертыхаясь, тычет двумя пальцами по клавишам, набирая текст со скоростью, ниже черепашьей. Ну что здесь можно добавить? Набор текста необходимо выполнять красиво и быстро. Купите специальную изогнутую клавиатуру. Сначала будет непривычно, зато потом Вы оцените ее преимущества: ведь кисти рук при работе с ней образуют прямую линию с рукой.

Чтобы научиться свободно владеть клавиатурой и набирать текст, используя слепой десятипальцевый метод печати, особого дара иметь не надо. Нужна только усидчивость, начальное обучение и постоянная тренировка. Сейчас существует очень много программ, предназначенных для обучения слепому набору. Наиболее интересной и удобной, на мой взгляд, является программа «Соло на клавиатуре», авторами которой являются Владимир Шахиджанян и Алексей Русских. Программу можно взять на http://www.cardinal.ru или заказать по электронной почте.

Оптимальная высота стола или выдвижной полки для клавиатуры должна составлять 75-85 см над уровнем пола. Высоту стула и стола следует подобрать так, чтобы свести до минимума напряжение мышц плеч, рук и запястий. В компьютерных салонах можно найти специальные подпорки или подушки для установки перед клавиатурой, предназначенные для отдыха запястий и предупреждения туннельного синдрома - острых болей из-за перегрузки и повреждения сухожилий запястий. Правда, проку от этих приспособлений будет не так уж много, если вы не привыкнете правильно их использовать. А вот регулярные короткие перерывы в работе на клавиатуре с массажем и разминкой рук реально помогают устранить неприятные ощущения в верхних конечностях.

Часть 2: Непростая «мышь»

Неприятности от неправильной работы на клавиатуре не единственны. Мышь также требует внимания к себе. «Сперва ощущение такое, будто мурашки бегут по руке, потом всю руку до локтя пронизывает острая боль, затем рука немеет», - так описывают симптомы «мышиного укуса» пациенты доктора Эмиля Паскарелли из Колумбийского университета (США). Новый компьютерный недуг уже получил название - Repetitive Strain Injury (хроническое растяжение сухожилий травматического характера).

По данным американских исследований новая компьютерная болезнь распространяется с катастрофической быстротой и поражает, в основном, тех пользователей, которые имеют дело с компьютерной графикой. Они все время производят мелкие однообразные движения рукой, в то время как кисть человека к такой нагрузке совершенно не приспособлена. Правильное положение руки при работе с мышью, изображеное на рисунке, соответствует требованиям, аналогичным при работе с клавиатурой. Следует помнить, чем лучше форма «мыши» соответствует вашей ладони, тем безопаснее и комфортабельнее будет работа. Поэтому маленькому электронному «зверьку» следует уделять должное внимание. При покупке старайтесь выбирать «мышки», корпус которых наиболее легок, но не маленьких размеров, а шарик, наоборот, большой и как можно более тяжелый. Покупая «мышки», оснащенные роликом для вертикальной или горизонтальной прокрутки, не забывайте, что рука и мозг человека очень быстро привыкают к разного рода новшествам. Поэтому, если Вы работаете на компьютере в нескольких местах (например, на работе и дома), потарайтесь сделать так, чтобы на всех рабочих местах были однотипные манипуляторы. Это избавит Вас от некоторой дисгармонии при переходе на новое место.

Хочу заметить, если у Вас существует возможность лишний раз не пользоваться «мышкой», - не пользуйтесь. Применяйте лучше «горячие клавиши» (различные сочетания клавиш, выполняющие определенные действия). С одной стороны, это в некоторой степени ускоряет Вашу работу, а с другой стороны говорит о вашем профессионализме и лишний раз предохраняет от возникновения хронического растяжения сухожилий.

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

ХХІ век - эра компьютерных технологий. Сегодня неумение печатать на клавиатуре сравнимо с неумением пользоваться шариковой ручкой. Во времена, когда каждая минута имеет ценность, медленно печатать - это непозволительная роскошь, ограничивающая возможности человека в современном мире.

Зачем нужно печатать быстро

Совсем недавно был редкостью. Умение набирать любой текст, не смотря на клавиатуру, приравнивалось к волшебству. Только единицы владели таким мастерством. Сейчас же всё очень изменилось, и скоростная печать - часто используемый, профессионально ценный навык. Многие работодатели, подбирая сотрудников, деятельность которых будет связана с компьютерами, как одно из основных требований к соискателям указывают владение методом слепого набора текста.

Печатать быстро в наше время должны не только операторы компьютерного набора в издательствах, но и бухгалтеры, экономисты, офисные клерки - все, чья работа связана с созданием электронных документов.

Какая на клавиатуре считается оптимальной?

Итак, есть много сервисов, которые помогают определить, как быстро вы набираете текст. Всего минуту нужно печатать на скорость, и после этого появляется заветная цифра. Но с чем её сравнить? Какая скорость печати считается хорошей?

Тем, кому не знаком слепой метод печати, скорее всего, вряд ли удастся набрать более 150 символов за одну минуту. Смотря на клавиатуру и орудуя двумя пальцами, трудно достичь большой скорости. И даже если вы уже научились печатать десятипальцевым методом, не ожидайте, что сразу появится высокая скорость печати. Поначалу она будет составлять около 200 символов в минуту, что уже неплохо. Комфортной считается скорость набора, «успевающая» за обычной речью. Чем больше тренировок, тем быстрее она увеличивается. Достигнув показателя 300-400 знаков в минуту, начинайте собой гордиться. Такой скоростью могут похвастаться профессионалы.

Но если даже это вам под силу, еще рано расслабляться. Мировой рекорд по скорости печати был поставлен в 2005 году, и по прошествии десяти лет его никто не может побить. Составляет он 750 знаков за одну минуту.

Какими способами можно увеличить скорость печати

Цель мы определили - научиться быстро набирать тексты на клавиатуре. Что из этого получится, пока неизвестно. Возможно, вас ожидает похвала начальника и повышение по службе, а может случиться чудо, и новое имя появится в "Книге рекордов Гиннесса". В любом случае такой ценный навык не будет лишним, он сделает работу за компьютером более оперативной и поможет сэкономить время.

Часто новички пытаются увеличить скорость, просто вводя тексты с клавиатуры, и за таким монотонным занятием проводят не один час. Сразу скажем - это пустая трата времени, если не использовать правильную технику набора.

Слепой метод печати - вот что поможет. Это единственно правильный способ, дающий набора текста. Только после овладения принципами этого метода, можно уделять время тренировкам. Они в этом случае будут эффективными, а результаты не заставят себя ждать.

Слепая печать - как это?

Такой способ набора появился ещё в конце XVIII века. В те времена о компьютерах даже речи не могло быть, ведь только началось массовое производство печатных машинок. Обучению быстрому набору текста не уделялось никакого внимания. Каждый искал для себя удобные методы работы на клавишных машинках. Самым эффективным оказался способ печати без подсматривания на клавиатуру и с распределением клавиш для каждого пальца.

Десятипальцевым этот метод стал называться по причине задействования всех десяти пальцев на руках, а слепым - потому что, набирая текст, можно не смотреть на кнопки. Проходя обучение слепой печати, вы запомните расположение каждой буквы и каждого знака на клавиатуре. Это кажется сложным? Ничего подобного! Буквально через несколько дней тренировок пальцы сами начнут искать кнопки в нужном месте. При этом каждый из десяти пальцев обладает и точно помнит свою зону работы.

Два важнейших принципа десятипальцевого метода

Пользователи, которые давно применяют слепой метод печати, выполняют два основных правила, не задумываясь над этим. Новичкам же нужно будет постараться. Итак, если вы решили осваивать слепой метод печати на клавиатуре, запоминайте:

1. Каждый палец нажимает только определённые, «свои» кнопки. Наглядно это показано на рисунке ниже.

Цвету пальца соответствует цвет клавиш, которые он должен нажимать.

2. Смотреть на клавиатуру, набирая текст, строго запрещается. Эта привычка - основная проблема новичков. Избавиться от неё не так просто, как кажется. В начале тренировок будет много опечаток, которые придётся исправлять, но со временем начнёт развиваться тактильная память, и вы перестанете задумываться над каждым движением. Пальчики сами будут нажимать правильные кнопки.

Только придерживаясь этих принципов, возможно быстро научиться печатать на клавиатуре. Игнорируя хотя бы один из них, результатов вы будете ожидать очень долго.

Сколько времени требуется, чтобы научиться печатать вслепую?

Слепой десятипальцевый метод печати при каждодневных тренировках можно освоить за месяц. Не бойтесь, вам не придётся 30 дней набирать тексты по 10-12 часов. Достаточно трёхчасовых занятий, но регулярных.

Часто новички, имея огромное желание, овладевали слепой печатью за две-три недели. Это не значит, что по истечении трёх недель скорость печати будет составлять 300-400 знаков в минуту. Чтобы достигнуть такой скорости, необходимы дальнейшие тренировки. Не обязательно это должна быть целенаправленная работа на программах-тренажёрах, просто нужно применять полученные навыки при пользовании компьютером.

Возможно, поначалу будет казаться, что слепым методом печати вы набираете текст медленнее, чем двухпальцевым "зрячим" способом. В этом случае главное - не переживать и не отказываться от дальнейшего применения слепой печати. Максимум через пару недель станет заметной тенденция к увеличению скорости.

Основы метода слепого набора

Десятипальцевый метод печати имеет несколько вариаций, похожих одна на другую в основных моментах.

Перед началом набора пальцы находятся в строго определённом месте. Туда же они возвращаются в паузах между вводом слов или предложений. Сразу нам нужно найти опорный ряд клавиатуры. Это третий снизу ряд клавиш. левой руки размещается на букве А, а правой - на О. остальные пальчики занимают места над соседними кнопками. Для быстрого определения положения опорных клавиш на любой клавиатуре они помечены небольшими рельефными выступами. Повышая своё мастерство, вы научитесь ощущать правильное положение рук без прикосновений к клавишам.

Каждый палец нажимает только ближние к нему буквенные кнопки, согласно цветовой схеме.

Каждая тоже нажимается только определённым пальцем. К правильному нажатию специальных кнопок привыкнуть сложнее, чем к буквенной клавиатуре.

Клавиша используется для удаления ошибочно введённых символов и нажимается мизинцем на правой руке.

Для нажатия Клавиши используется мизинец на левой руке.

Часто используемая кнопка, для её нажатия используем правый мизинец.

На клавиатуре есть две клавиши . Если нужно поменять регистр буквы, которая вводится с помощью любого пальца правой руки, то нажимаем левым мизинцем, и наоборот.

Клавиши и [Пробел] нажимаются большим пальцем. Индивидуально каждый может использовать для этого левую или правую руку.

Клавиши нажимаются с использованием правого или левого мизинца.

Такой способ печати не создаёт лишней нагрузки на суставы рук и дает возможность длительное время продуктивно работать над набором текста.

Литература в помощь

В последнее время помимо клавиатурных тренажёров доступны и печатные издания на тему скоростного набора. Книги этой тематики издаются в форме самоучителей и кроме теории содержат также практические задания.

  • «Слепая печать и «горячие» клавиши» — учебник для освоения слепого набора автора Э. Г. Авшаряна. Издан он был в 2008 году. Учебник поможет в короткие сроки овладеть мастерством скоростной печати десятипальцевым методом и дополнительно познакомит с «горячими» кнопками в MS Windows.
  • «Самоучитель «слепой» печати». Эта книга увидела свет в 2013 году. Автор - Владимир Андрианов. Учебник знакомит нас с историей возникновения и видами клавиатур, теорией метода слепой печати, предлагает типовые упражнения и проводит обзор существующих клавиатурных тренажёров.
  • «Самоучитель быстрого и правильного набора на компьютере» - экспресс-курс автора Березина Н. М. Книга была издана в 2006 году. Автор обещает по своей методике за 120 часов обучить методу слепого набора текста со скоростью 120 символов за минуту.

Программное обеспечение для обучения

Теория, безусловно, важна, но только изучая концепции, невозможно освоить слепой десятипальцевый метод печати. Тренажёр - вот 80 % успеха в этом деле. Специальные программы, предназначенные для тренировок скоростной печати, - не такая уж редкость. Принцип обучения в разных клавиатурных тренажёрах может отличаться. Но все они направлены на достижение одной цели - научить вас быстро печатать качественные тексты, не глядя на клавиатуру компьютера.

Самые популярные клавиатурные тренажёры

Какие бесплатные программы помогут быстро научиться печатать на клавиатуре? Таких приложений очень много. Рассмотрим самые востребованные программы, помогающие освоить слепой метод печати:


Это лишь малая часть того, что может помочь желающим освоить слепую десятипальцевую печать. Выбор огромен, и если вам не нравится обучение на определённом тренажёре, не отказывайтесь от своей цели, а пробуйте что-то другое. Вы обязательно найдёте тот метод, который конкретно для вас будет максимально эффективным и в то же время интересным.

Преимущества метода

В завершение давайте конкретизируем пользу, получаемую от владения слепым методом набора:

  • Как ни крути, но первым преимуществом всегда будет экономия времени. Скорость печати на клавиатуре увеличивается как минимум в два раза. Пропорционально сокращается время, необходимое на работу с документами.
  • Возможность Если взгляд при наборе текста сосредоточен только на документе, легче формировать мысли, и одновременно увеличивается возможность заметить ошибку в тексте.
  • Процедура монотонного ввода букв с клавиатуры становится более динамичной, что позволяет избежать усталости.
  • Возможность дополнительного заработка. Как уже говорилось, умение быстро печатать, используя десятипальцевый метод, - ценный профессиональный навык. Кроме того, есть уйма сфер деятельности, где можно заработать на этом. Например: платный набор текста, копирайтинг, продажа статей и т. п.

| Планирование уроков на учебный год | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер

Урок 4
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажер
(упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

Основная позиция пальцев на клавиатуре




Расположение букв на клавишах не является случайным. Буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости». Дело в том, что одними буквами приходится пользоваться чаще, а другими - реже. В русских словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные Н, Т, С, Р . Клавишам с этими буквами отвели самое «почётное» центральное место , для того чтобы при наборе текста эти буквы лежали под самыми ловкими, указательными пальцами.

Желательно научиться работать на клавиатуре вслепую, то есть смотреть при работе на экран, а не на клавиши.

Для этого необходимо строго придерживаться определённых правил:

1. Основания ладоней лежат на передней кромке корпуса клавиатуры.

2. Форма кистей округлая, как будто в каждой из них вы держите яблоко.

3. Исходная позиция пальцев рук (кончики пальцев слегка касаются основных клавиш) такова:

Левый указательный палец постоянно находится над буквой А; левый средний постоянно находится над буквой В: левый безымянный постоянно находится над буквой Ы; левый мизинец постоянно находится над буквой Ф; правый указательный палец постоянно находится над буквой О; правый средний постоянно находится над буквой Л; правый безымянный постоянно находится над буквой Д; правый мизинец постоянно находится над бук вой Ж.

Большие пальцы обеих рук полусогнуты нал клавишей ПРОБЕЛ .

Клавиатура условно делится на две части - для правой и левой рук. Каждый палец «закреплён» за определёнными клавишами. На рисунке разными геометрическими фигурами обозначены зоны «ответственности» для каждого пальца.


Чтобы освоить расположение клавиш, желательно поработать со специальной программой клавиатурным тренажёром.

Работая на клавиатурном тренажёре, старайтесь соблюдать следующие правила:

1. Применяйте удар толчок чёткий, отрывистый и лёгкий «прыжок» пальца к клавише. При тяжёлых, прижатых ударах по клавишам может развиться заболевание суставов пальцев.

2. Удары по всем клавишам компьютера, независимо от их расположения, должны быть равномерными и одинаковой силы.

3. После удара по клавише не основной позиции палец должен возвращаться на своё основное место.

4. При ударе по клавише палец не должен прогибаться, при этом другие пальцы не должны подниматься со своих мест.

5. Если вы почувствовали напряжение или усталость, то можно на несколько секунд прервать работу, закрыть глаза, откинуться на спинку стула, расслабить кисти рук и вытянуть ноги.

Самое главное

Современные компьютеры могут обрабатывать числовую информацию, текстовую информацию, графическую информацию, видеоинформацию, звуковую информацию.

Клавиатура - важнейшее устройство ввода информации в память компьютера. Все её клавиши можно условно разделить на следующие группы: функциональные клавиши; символьные (алфавитно-цифровые) клавиши; клавиши управления курсором; специальные клавиши; дополнительная клавиатура.

Клавиатура - электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Обещаться с ней следует бережно и аккуратно.

Желательно научиться работать на клавиатуре вслепую, то есть смотреть при работе на экран, а не на клавиши.

Вопросы и задания

1. Какую информацию может обрабатывать компьютер? 2. Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера? 3. Для чего нужна клавиатура? Что важно знать про клавиатуру? 4. Как называются основные группы клавиш на клавиатуре компьютера? 5. Расскажите об основной позиции пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер

(упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Тренажер «Руки солиста» направлен на развитие у школьника индивидуального навыка слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре компьютера. «Руки солиста» представляет собой комплект разноуровневых учебных тренингов для учащихся с 7-9 классы. Предлагаемый продукт «Руки солиста» позволяет повысить мотивацию учащихся, а также стимулировать их увлеченность школьным предметом, что в целом будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и уровня знаний, получаемых на занятиях по информатике. Методическое пособие позволит выбрать нужную траекторию обучения учащихся 7-9 класса и включить использование тренажёра в учебный план по предмету «Информатика» в рамках урочного расписания занятий. В методическом пособии дано подробное распределение по часам и модулям обучения.